Анатолий Георгиевич, каковы результаты работы Общественного совета в прошедшем году?
Объём работы, проведённой Общественным советом (далее - ОС) в 2014 году, оказался самым большим за все 9 лет его существования. В значительной степени это связано с тем, что в соответствии с Указом Президента и последующими постановлениями правительства РФ с 2013 года функции Общественных советов были существенно расширены. Нам вменена в обязанность работа с нормативными актами, в частности, обязательной является экспертиза ОС на ряд проектов нормативно-правовых актов федерального значения.
За отчётный период изданы заключения на 4 проекта актов, касающихся работы Росатома, в том числе на две ФЦП, одну госпрограмму и проект указа президента о помощи ветеранам атомной энергетики и оружейного комплекса. После нашего заключения эти проекты были приняты и вступили в силу.
Каковы ключевые направления деятельности Общественного совета?
Можно выделить три основных направления. Первое – это научно-организационная деятельность, куда входят прежде всего ежеквартальные заседания Совета, а также научно-практическая деятельность, общественные обсуждения и общественные экологические экспертизы объектов атомной энергетики.
Сюда же относится наше участие в форумах, научных конференциях, семинарах, встречах и т.п., которые сложно даже перечислить, так как их было довольно много – свыше 20 мероприятий. Из них наиболее крупные: форум «Атомэкспо»; впервые проведённый в этом году форум «Природа без границ» во Владивостоке, международная конференция по экологическому образованию в рамках концепции устойчивого развития, проведение всероссийского экологического субботника «Зелёная весна», в котором приняли участие свыше 1 млн 300 тыс. чел во всех регионах РФ, национальная экологическая премия им. Вернадского и др. К этому же направлению относится наше участие в общественных слушаниях и общественных экологических экспертизах, что с прошлого года тоже стало обязательным для ОС. В истекшем году проведены семь слушаний – по ОВОС и по лицензии в рамках круглого стола, затем по этим же семи объектам проходили общественная и государственная экологические экспертизы. Экспертная комиссия под руководством члена Совета академика Б.Ф. Мясоедова представила заключения по ЯРОО Центрального региона: комплексу переработки РАО на Курской АЭС и обоснованию лицензий на размещение энергоблокоа 1 и 2 Курской АЭС-2. Проделан большой объём экспертной работы на Смоленской АЭС по проектированию новых мощностей комплексной переработки РАО и ОЯТ, а также по будущему строительству новой станции замещения (лицензирование размещения энергоблоков 1 и 2 Смоленской АЭС-2). Проведены экспертизы объектов Приволжско-Уральского региона: Глазов, Новоуральск, Кирово-Чепецк, и, наконец, одна из самых сложных, экспертиза плавучей АЭС на Чукотке – тоже прошла нашу общественную экологическую экспертизу. Особенность здесь в том, что сами реакторы находятся на плаву, а вся инфраструктура будет находиться на берегу (генерирующие мощности, отходы). Это лучшее место, где можно разместить эту станцию, все материалы собраны, ОВОС разработан.
Как осуществлялась работа Общественного совета в регионах?
Мы образовали рабочую группу по обращению с РАО и ОЯТ во главе с А.К. Никитиным, которая начала экспертную работу по захоронению РАО и ОЯТ и реабилитации территорий в регионах. Далее будем ставить вопрос о создании других рабочих групп. Они не требуют разработки положения о них, достаточно регламента.
Второе направление – участие в работе в регионах. Здесь в первую очередь следует отметить региональный общественный совет по безопасному развитию атомной энергетики в Мурманской области. Это настоящий пример того, как можно работать и осуществлять взаимодействие и с властными структурами, и с гражданским обществом, в реализации работ по реабилитации территории.
Впервые созданы Приёмные Общественного совета в регионах: судя по первым отчётам (лето-осень прошлого года) в ЗАТО Зеленогорск, Новоуральск, Трёхгорный и г. Сосновый Бор, они были хорошо восприняты населением. Однако возникли особые трудности — темы обращений были связаны с социальными вопросами: помощь в строительстве детской площадки, универсальные электронные карты, газификация и др., т.е. вопросы, не относящиеся к нашей компетенции. Появилась новая структура и люди обращаются за помощью. Это трудности роста, но само по себе начинание правильное. Возможно, следует рассмотреть вопрос о создании региональных общественных советов, которые будут взаимодействовать с приёмными.
Ядро нашей деятельности – это проведение международных и региональных форумов-диалогов. В 2014 году были проведены IX международный общественный форум диалог «Атомная энергия, общество, безопасность» (апрель 2014) и VII региональный общественный форум-диалог в Красноярске (ноябрь 2014).
Чем проведённые форумы отличаются от предыдущих?
Если в предшествующие годы международный форум-диалог выглядел более масштабным событием, то на этот раз Красноярский форум оказался одним из крупнейших (300 участников, более 20 общественных организаций) и получил много положительных отзывов и публикаций. Нам впервые удалось снять одну из болевых проблем, которая была искусственно выдвинута – о будто бы наличии в окружающей среде массы «горячих частиц», которые якобы образуются при авариях на ГХК. Но проведение перед форумом Научного совета РАН под председательством академика Б.Ф. Мясоедова позволило снять проблему и перевести обсуждение в конструктивное русло.
Ещё одно направление – технические туры. Первоначально было не совсем понятно, что это такое, но в прошлом году были получены хорошие результаты. Во Франции – это было изучение французского опыта обращения с РАО, то же самое было и в Южной Корее. Всё это позволило прийти к серьёзным обобщениям, которые сделали члены Совета А.П. Васильев и В.Ф. Меньщиков. Было убедительно показано, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона, эти азиатские "Тигры", не обладаюшие сколько-нибудь значимыми природными ресурсами, главным ресурсом поставили знания и создание экономики знаний. Как итог они стали одними из передовых стран в атомной энергетике и могут строить захоронения РАО даже в парковой зоне. Аналогично решаются проблемы в США, Швеции, Финляндии. Этот обмен опытом надо продолжать и усиливать его роль.
Третья сфера деятельности ОС – социально значимые проекты, в 2015 году было представлено свыше 360 заявок (в 3 раза больше, чем в предыдущие годы!), 101 проект был одобрен; культурно-образовательные проекты «Территория культуры Росатома» и «Школа Росатома» (в последнем были отработаны образовательные технологии, которые только через 4 года будут применяться в нашей обычной школе) – атомклассы и т.п. В эти дни в Сарове, продолжая заложенную в Новоуральске традицию прошлого года по выявлению одарённых детей (хочу публично поздравить абсолютного победителя олимпиады пятикласника Владика Петрусёва из Зеленогорска!), проводится вторая метапредметная олимпиада, которая, надеемся, станет стимулом создания и развития в России системы выявления и государственной поддержки юных талантов, нашего национального достояния, способного видеть и решать новые вызовы будущего.
Работа в интернет-пространстве, как через официальный сайт ОС, так и через сайт Atomic-energy.ru, получает много положительных откликов. Ещё одно важное направление – это издательская деятельность, выпуск печатных изданий, направленных на популяризацию ядерных технологий. Оценивая работу нашего Совета, чл.-корр. РАН Владимир Грачёв сообщил, что он собирается использовать опыт ОС Росатома, одного из лучших в стране, в работе возглавляемого им Общественного совета Ростехнадзора.
Какие новые планы и задачи в деятельности Общественного совета будут реализовываться в 2015 году?
На мой взгляд, исходя из ежегодного, и уже девятилетнего, опыта обобщения материалов деятельности Общественного совета, от истоков его образования до сегодняшнего дня, Общественный совет Госкорпорации "Росатом" достиг некоторого порога зрелости. Сложилась устойчивая структура основных сфер нашей деятельности.
Но "устойчивая" не значит "неизменная": каждый год мы не только пытаемся совершенствовать уже сложившиеся традиционные направления работы (участие в общественных слушаниях и экологических экспертизах, проведение общественных международного и регионального форумов-диалогов, широкого круга социальных, культурных и образовательных проектов). Мы ищем и добавляем новые точки соприкосновения с общественностью, специалистами подразделений Росатома, общественными организациями и властными структурами в регионах. Мы хотели бы, чтобы наша скромная деятельность была полезной, а выдвигаемые предложения – научно обоснованными. Конечно, такие желания вытекают в первую очередь из самого состава Совета. Его бóльшая часть – представители науки: академики, профессора, доктора и кандидаты наук, имеющие многолетний опыт работы с атомной энергетикой, ядерным оружейным комплексом и радиационным наследием. Поэтому для членов Совета достоверность, доказательность, правдивость во всех областях деятельности были и остаются основными критериями, составляющими каркас научного знания.
В 2015 году будут продолжены все работы, входящие в структуру деятельности Совета, с учётом новых законодательно установленных требований и полномочий общественных советов. Будет осуществляться более тесная связь с Общественной палатой РФ, которой законом определены контролирующие функции в работе ОС разных уровней. Предполагается создание молодёжного состава Общественного совета, начат подбор кандидатур.
Основной объём работ будет по-прежнему связан с регионами присутствия атомной отрасли. С этой целью на первом заседании ОС Росатома в 2015 годуexternal link, opens in a new tab были утверждены две новые Рабочие группы: по Общественному контролю в атомной отрасли, и по опережающему социально-экономическому развитию территорий присутствия Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ». Их создание вызвано выходом соответствующих федеральных законов, предстоит большая нормотворческая работа применительно к особенностям размещения объектов Росатома в регионах России. Продолжит работу ранее созданная Рабочая группа под председательством А.К. Никитина по проблемам захоронения РАО, ОЯТ и реабилитации территорий. Остальные направления, как я уже сказал, остаются прежними. В центре нашего внимания будет и работа существующих и вновь созданных региональных Общественных приемных. Ряд мероприятий предусматривается в связи с 70-летием атомной отрасли, центральное из них – Региональный форум-диалог в Челябинске. Наконец, в 2015 году исполняется 10 лет создания нашего Общественного совета, постараемся отметить наш первый юбилей, может быть, подготовкой брошюры с анализом опыта нашей деятельности.