7-9 сентября 2010 года в филиале ОАО «СНИИП» «Золотая лоза» (город Геленджик) прошла первая российская пилотная школа-семинар Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ ) по сохранению знаний в области радиационного контроля и радиоэкологииexternal link, opens in a new tab, организованная МАГАТЭ, ОАО «СНИИП» и НПО «Тайфун». В мероприятии приняли участие представители ОАО «СНИИП», НПО «Тайфун», ОАО «СверНИИхиммаш», НИЯУ «МИФИ», ИАТЭ, НОУ ИДПО «АТОМПРОФ», информационного агентства «Атомные связи», а также организаций Украины и Беларуси.
На открытии семинара директор ОАО «СНИИП» Александр Пелевин поприветствовал участников и подчеркнул необходимость сохранения и восстановления ядерных знаний для эффективного развития и безопасности российской атомной отрасли. Он выразил надежду, что опыт, накопленный МАГАТЭ и мировым сообществом, поможет решить эту проблему.
Тематическую программу семинара открыл руководитель программы МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями Янко Янев с докладом «Роль управления знаниями на предприятиях атомной отрасли».
Он отметил, что в связи с масштабным и непрерывным ростом потребности в энергообеспечении спрос на атомную энергетику будет увеличиваться при условии ее безопасности за счет возможности ускоренного увеличения выработки энергии. По прогнозам, в ближайшие 20 лет ее вклад в общее производство энергии возрастет на 50%. В мире уже есть развитая атомная индустрия, достигнут определенный баланс ее эффективности и безопасности. Но в связи с тем, что множество новых стран намерены запустить ядерные программы, может возникнуть угроза снижения общего (мирового) уровня безопасности отрасли. Чтобы не допустить этого, необходимы соответствующим образом подготовленные, квалифицированные человеческие ресурсы. В связи с этим управление ядерными знаниями выступает ключевым фактором развития атомной энергетики. Кроме того, как отметил Янко Янев, от ядерных знаний во многом зависит устойчивое развитие отрасли в течение многих лет.
Янко Янев подчеркнул, что ядерные знания – это важнейший ресурс, причем один из самых дорогих, и если им не управлять, он потеряет свою эффективность. Управление ядерными знаниями подразумевает создание эффективной системы, в рамках которой осуществляется постоянное обучение персонала, непрерывное повышение его квалификации и компетенции. Некоторые страны уже вводят национальные стандарты по управлению знаниями, и МАГАТЭ приветствует эту тенденцию.
Андрей Косилов, сотрудник сектора управления ядерными знаниями МАГАТЭ посвятил свой доклад оценке рисков от потери ядерных знаний. В их числе проблемы безопасности, принятие неверных управленческих решений и в конечном итоге – снижение уровня инновационного развития атомной энергетики. Между тем сегодня около 90% информации на предприятиях атомной отрасли никак не управляется.
Утрата знаний может также привести к значительным экономическим потерям: сегодня требования международных тендеров включают не только обоснование технических решений, но и компетентность команды, которая будет их реализовывать. Для компетентности же необходимо не только обладание знаниями, но также опыт и ответственное отношение к работе.
Для предотвращения потери знаний, по словам докладчика, предприятию в первую очередь необходимо определить, какие знания являются для него критическими (то есть теми, которые необходимо сохранять для обеспечения развития) и ключевые позиции (специальности, должности), где эти знания аккумулируются. Это позволит точно определить число персонала, знания которого обязательно должны быть переданы новому поколению специалистов до того, как их носители выйдут на пенсию, и выработать механизмы такой передачи. Эффективными способами сохранения знаний для будущих поколений являются перевод документации в цифровую форму, тщательное документирование деятельности специалистов, наставничество и применение современных информационных технологий.
Представители МАГАТЭ подробно рассказали о программах агентства по управлению знаниями и технической помощи Казахстану, Болгарии, Украине и другим странам. Подход МАГАТЭ предполагает, что ядерные знания должны стать общим достоянием. «Знания по безопасности – не личные, ими нужно делиться» – подчеркнул Янко Янев. По его словам, комплексный, междисциплинарный характер ядерных знаний предполагает, что каждое предприятие должно разработать собственную стратегию управления знаниями, которая должна быть включена в общую стратегию развития предприятия. Одной из главных проблем управления знаниями Янко Янев назвал его достаточно высокую стоимость – «но если не управлять ими – может выйти еще дороже».
Российские и украинские специалисты в ходе семинара поделились практическим опытом и проблемами в области управления знаниями.
Так, директор международного центра ядерного образования НИЯУ «МИФИ» Виктор Мурогов в своем выступлении («Ядерное образование, управление ядерными знаниями – основа будущего полномасштабного развития ЯЭ») выделил три области, в которых Россия обладает ключевыми знаниями: реакторы на быстрых нейтронах, замкнутый ядерный топливный цикл, малая энергетику. Такие знания обязательно должны быть сохранены, чтобы обеспечить нашей стране лидерство на мировом рынке ядерных технологий. Виктор Мурогов также подробно остановился на деятельности по сохранению ядерных знаний в странах СНГ.
Владимир Сивоконь (ОАО «СНИИП») начал свое выступление с ремарки по дискуссиям предыдущих дней. Он обратил внимание участников на то, что очень важно управлять возрастным спектром персонала, не ограничиваясь только контролем среднего возраста. Далее он рассказал об управлении знаниями в системной инженерии современного информационного сопровождения жизненного цикла АЭС. Он также представил опыт института по созданию мультимедийных учебно-справочных систем и тренажеров, которые являются эффективными средствами для сохранения и распространения знаний. Был продемонстрирован фрагмент тренажера перегрузочной машины РБМК, основанный на виртуальной реальности.
Алена Яковлева (информационное агентство «Атомные связи») рассказала о роли специализированного атомного портала ATOMIC-ENERGY.RU и научно-практического журнала «Безопасность окружающей среды» в сохранении и распространении ядерных знаний.
Ирина Куприянова (НПО «Тайфун») в своем выступлении обозначила практические трудности при создании системы сохранения знаний в области радиоэкологии. Александр Казимиров (компания «Атомкоплексприбор») посвятил свой доклад инструментам для сбора и сохранения данных и знаний в области радиационного контроля (измерительным системам, оборудованию, программному обеспечению) и опыту их использования на украинских АЭС. Юрий Коркунов (СвердНИИхиммаш) выступил с интересным докладам «О подготовке кадров и закреплении резерва научных работников», вызвавшим дискуссию. Таир Таиров (Атомпроф) представил опыт и возможности своей компании в передаче знаний.
Николай Штейнберг («Системный энергетический менеджмент», Украина) в своем докладе о стратегии и планах действий по управлению ядерными знаниями (УЯЗ) отметил, что игнорирование УЯЗ ведет к снижению запасов безопасности, нанесению ущерба здоровью людей и вреда окружающей среде; снижению качества работ и услуг, принятию ошибочных решений, которые могут привести к большим экономическим потерям; срыву сроков реализации проектов из–за неспособности адаптировать знания и опыт в процессе принятия и реализации решений; росту затрат на компенсацию не корректных управленческих решений, неудовлетворительного научного обоснования принимаемых решений, и т.д.
На круглых столах и активных дискуссиях, прошедших в рамках школы-семинара, участники обсудили текущее состояние управления знаниями в атомной и смежных отраслях, возникающие при этом трудности, проблемы инновационного развития атомной энергетики, риски распространения ядерных материалов и технологий и другие актуальные вопросы. Отмечено, что ядерные знания носят интегрированный характер и включают технические, правовые, социальные, организационные аспекты. Управление ими должно быть системным и органично входить в государственную политику России.
Приняты решения:
- Сделать школу-семинар регулярной (ежегодной), сохраняя ее международный статус за счет приглашения специалистов из стран СНГ.
- Создать оргкомитет школы-семинара для разработки ее программы, обмена опытом и подготовки очередных заседаний.
- Организаторам проинформировать об итогах школы-семинара руководство Атомэнергомаша, Росатома и Росгидромета, а всем участникам проинформировать руководство своих организаций о решениях школы-семинара и о темах, которые обсуждались.
- Подготовить и опубликовать программу школы-семинара, презентации участников и пресс-релиз о школе-семинаре на атомном портале ATOMIC-ENERGY.RU. Дополнительно продублировать пресс-релиз и программу школы-семинара на сайтах организаторов (СНИИП и Тайфун), а также организаций-участников по их усмотрению.
- Предложить включить школу-семинар в план отдела Технической Кооперации МАГАТЭ на 2011-2013 годы с обеспечением финансирования основных лекторов, а также в план семинаров Росатома для вовлечения новых участников.
- Привлечь НОЦ, образованный СНИИП, ВНИИАЭС и ВНИИА с МИФИ, к организации и проведению школ-семинаров.
- Выразить благодарность МАГАТЭ за оказанную методическую поддержку и организаторам за создание комфортных условий участникам, хорошую подготовку и качественное проведение семинара.
С программой семинара и презентациями участников можно ознакомиться по адресу: http://atomic-energy.ru/gelendzhik2010external link, opens in a new tab