Первый в этом году день директора прошел в офисе «Росатома» на Большой Ордынке — штабе управления, как сказал Алексей Лихачев. Давление на Россию будет нарастать, эта ситуация надолго, и отрасли необходимо стать локомотивом в достижении технологического суверенитета, заявил руководитель «Росатома». Причем решающее значение будет иметь скорость этого локомотива.
Задачи первого полугодия в целом выполнены, сообщил Алексей Лихачев: «Выработка электроэнергии на 3 млрд кВт·ч больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличился портфель заказов по новым продуктам и выручка по ним». По мнению Алексея Лихачева, дивизионам необходимо искать новые возможности для роста выручки. Это прежде всего проекты в рамках технологического суверенитета и оптимизация затрат.
Среди производственных достижений Алексей Лихачев отметил заливку первого бетона на стройках «Сюйдапу» и «Тяньвань» в Китае, установку корпуса реактора блока № 1 на Курской АЭС‑2, развитие арктических перевозок — за полгода по СМП доставлено 13 млн т грузов, на 1 млн т больше, чем за тот же период год назад.
28 июня президент России подписал закон о наделении «Росатома» новыми полномочиями в Арктике. «К нам переходит все управление судоходством на СМП — выдача и отзыв разрешений на плавание, обработка и предоставление данных о гидрометеорологической и ледовой обстановке. Будем давать судовладельцам информацию, необходимую для подготовки рейса, планирования ледокольного сопровождения. Кроме того, мы создаем единую платформу цифровых сервисов, которая обеспечит слаженную работу ведомств и повысит качество услуг», — рассказал Алексей Лихачев. Для выполнения этих функций на базе Штаба морских операций «Атомфлота» будет образовано Главное управление Северного морского пути.
До 2025 года Россия должна обеспечить себя импортонезависимыми цифровыми решениями, а до 2040‑го — стать одним из цифровых технологических лидеров. В отрасли усиливают оба направления. «В горизонте до 2025 года мы ведем работу по замещению промышленного ПО. Это софт для инженерных расчетов, управления жизненным циклом изделия и ресурсами предприятия, — уточнил Алексей Лихачев. — В горизонте до 2040 года работаем по целому ряду направлений: квантовые вычисления, фотонный компьютер, квантовая микроэлектроника и сенсорика, новое поколение систем искусственного интеллекта с использованием принципов работы человеческого мозга. Важно, чтобы мы не просто меняли импортные решения на отечественные, а архитектурно и технологически усиливали ИТ-ландшафт, повышая его эффективность. На наших с вами плечах будет лежать существенная доля импортозамещения промышленного ПО. Сегодня нужно в разы ускориться, здесь нужна общая мобилизация».
Самое активное строительство сейчас в Турции, на АЭС «Аккую». В этом году развернутся работы в Египте. «До конца года проведем «первый бетон» сразу на двух блоках «Эль-Дабаа», — сказал Алексей Лихачев. — Остановлен только один проект — АЭС «Ханхикиви» в Финляндии. Ситуация юридически спорная, и мы обратимся в международный арбитраж, чтобы в полном объеме вернуть затраченные средства. Прецедент есть — болгарский проект «Белене», за остановку которого мы получили свыше 600 млн евро по решению международного арбитража».
В ядерном оружейном комплексе и энергетике важно обеспечить безусловное выполнение всех государственных заданий. «Росэнергоатому» необходимо добиться выработки не менее 220 млрд кВт·ч, что в условиях вывода блоков из эксплуатации серьезный вызов.
Компании «Новавинд» предстоит сдать две новые ВЭС в Ставрополье общей мощностью 220 МВт.
На стройках в России и за рубежом главное — не сбиться с графика и обеспечить прохождение всех контрольных точек проектов.
В Арктике важно не только выполнить все задачи по перевозке грузов, но и реорганизовать работу дивизиона с учетом новых полномочий.
Серьезные вызовы стоят перед экологическим дивизионом — начало строительства семи экотехнопарков, работа в Усолье-Сибирском и на Байкальском ЦБК.
Научный дивизион продолжит заниматься импортозамещением фармпрепаратов и изотопов, фундаментальными исследованиями в области новых материалов для атомной энергетики.
Время кризисов — это и время возможностей, уверен Алексей Лихачев:
«То, что сейчас происходит в мировой энергетике, когда разрушены логистические и технологические связи, дает нам возможность еще активнее предлагать свои продукты. Международное сотрудничество мы не прекращаем, а развиваем, и я буду рад любой инициативе — и по новой стране, и по новому виду продукции для экспорта».