Наблюдательный совет утвердил Программу развития Технической академии Росатома на 2025-2030 годы, направленную на формирование комплексной системы повышения квалификации инженеров и технических специалистов объектов использования атомной энергии, в том числе подготовку персонала АЭС, строящихся «Росатомом» в России и за рубежом.
Основные задачи программы — подготовка квалифицированных специалистов и руководителей в соответствии с передовыми технологиями и компетенциями в области использования атомной энергии, промышленной, экологической и национальной безопасности, увеличение доли Технической академии на рынке образовательных услуг для дивизионов «Росатома», совершенствование и развитие инфраструктуры организации для поддержки обучения и повышения качества образовательных услуг.
Первыми с документом познакомились сотрудники Технической академии Росатома. На встрече с трудовым коллективом программу представил ректор Юрий Селезнёв.
Отраслевое обучение
Сегодня Техническая академия Росатома - современный международный образовательный центр развития кадрового потенциала для атомной промышленности и смежных областей. Порядка 100 тысяч квадратных метров площади, свыше 1000 привлекаемых научно-технических экспертов, 150 аудиторий, тренажерные залы, специализированные лаборатории, учебные полигоны и комплексы на площадках академии в Обнинске, Нововоронеже, Санкт-Петербурге и Москве позволяют решать поставленные задачи по отраслевому и международному обучению.
«Организация и проведение профессиональной подготовки и повышение квалификации работников атомной отрасли является отраслевой функцией Госкорпорации «Росатом». Эта деятельность поручена Технической академии. И эффект от реализации программы развития связан с удовлетворением потребностей отрасли, которая ожидает увеличения количества обучаемых в рамках текущих затрат организаций на обучение», - подчеркнул Юрий Селезнёв.
В 2025 году Технической академией планируется обучить 55 тысяч слушателей. К 2030 году эта цифра возрастет до 97 тысяч. При этом расходы организаций отрасли на обучение и командирование сотрудников сократятся. По мнению разработчиков программы, достижению такого результата должно способствовать создание и обновление образовательных продуктов в соответствии с запросами отрасли, улучшение клиентского сервиса и качества подготовки, создание массовых дистанционных курсов по конкурентной цене и бесплатных курсов на платформе «Рекорд mobile». Кроме этого, важным фактором станет приведение к единому стандарту обязательного обучения в области безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии и национальной безопасности.
«Одним из основных преимуществ Технической академии является качество образования. В 2024 году, по итогам опроса, индекс удовлетворенности обучением составил 61 процент. Это очень хороший коэффициент, но нам есть куда расти. Прежде всего, активно переходить на дистанционные и интерактивные форматы подготовки. Ни для кого не секрет, что сегодня на внешнем рынке образовательных услуг большинство имеющихся дистанционных систем обучения работают таким образом, что практически любой школьник может с легкостью может обойти процесс изучения учебных материалов и просто получить результат в виде выдачи удостоверения или сертификата. Основываясь на большом опыте подготовки персонала, мы понимаем, как выстраивать системы обучения, чтобы качественно передавать знания. В 2030 году доля дистанционного обучения должна составить 55 процентов, а индекс удовлетворенности достичь 70 процентов», - пояснил глава академии.
В настоящее время в каталоге Технической академии свыше 700 программ. Более половины потребителей образовательных услуг - сотрудники электроэнергетического дивизиона. Сегодня специалисты академии готовы распространять образовательные подходы и практики на другие дивизионы, расширяя продуктовый портфель в соответствии с запросами отрасли.
«При разработке курсов по ключевым направления обучения, таким как национальная и промышленная безопасность и безопасная эксплуатация объектов использования ядерной энергии, важно адаптировать их под специфику предприятий дивизионов. Нам эта специфика известна. Но для оказания услуг организациям отрасли требуется развитие региональных представительств. Значительно улучшит наше взаимодействие с заказчиком переход на рамочные контракты», - убежден Юрий Селезнёв.
Центры компетенций
Сегодня Техническая академия Росатома имеет статусы отраслевых учебно- и научно-методических центров по охране труда, мобилизационной подготовке, психофизиологическому обеспечению профессиональной надежности работников и развитию культуры безопасности в организациях Госкорпорации «Росатом». Академия проводит оценку профессиональных компетенций бухгалтеров отрасли, выполняет функции отраслевого центра оценки соответствия и оператора научно-технической экспертизы, а также межотраслевого учебно-методического центра в области защиты государственной тайны. В 2025 году подписан приказ о создании на базе Технической академии отраслевого центра компетенций по подготовке персонала атомных станций малой мощности, утверждено положение о деятельности центра.
«Расширяя линейку отраслевых центров компетенций, мы стремимся к тому, чтобы каждое наше направление было статусным. Все проекты, вошедшие в программу развития, будут реализованы при поддержке соответствующих департаментов «Росатома», - отметил ректор Технической академии.
Организация единого отраслевого центра компетенций по производственной безопасности связана с необходимостью внедрения единых стандартов обучения по работам повышенной опасности в отрасли.
«От 70 до 80 процентов сотрудников промышленных предприятий - рабочие. В Средмаше и Минатоме был учебно-методический кабинет по обучению рабочих - разрабатывались единые программы и стандарты. Мы проведём анализ - как осуществляется обучение безопасности на производстве в настоящее время. В качестве пилотной организации выбран Новосибирский завод химконцентратов топливной компании «ТВЭЛ». Результатом пилотного проекта станут рекомендации по построению единой системы подготовки, начиная с рабочих и завершая генеральным директором на одном конкретном предприятии. Если все пройдет эффективно, мы перейдем к тиражированию», - пояснил Юрий Селезнёв.
Создание отраслевого центра компетенций по физической защите и антитеррористической защищенности основано на уникальном опыте экспертов Института глобальной ядерной безопасности и физической защиты Технической академии Росатома в части подготовки персонала организаций отрасли, федеральных и региональных органов исполнительной власти и военных ведомств по вопросам национальной безопасности. Главная задача центра — разработка комплексного подхода подготовки персонала и повышение уровня знаний работников организаций отрасли по вопросам физической защиты и антитеррористической защищенности объектов «Росатома».
В рамках реализации продуктовых стратегий Госкорпорации «Росатом» в области ядерной медицины и радиофармацевтики, а также в соответствии с дорожными картами, реализуемыми совместно с Минздравом РФ, ФМБА России, РАН и Минобрнауки РФ в контексте национальных проектов «Новые технологии сбережения здоровья» и «Продолжительная и активная жизнь», формируется масштабный медицинский кластер. Успешная реализация этих инициатив зависит от наличия высококвалифицированных кадров, обладающих как узкоспециальными, так и междисциплинарными знаниями – на стыке ядерных технологий, медицины и фармацевтики, современной инженерии, информационных и компьютерных технологий.
Развитие медицинского кластера Госкорпорации «Росатом» является неотъемлемым элементом стратегии диверсификации и технологического лидерства, однако его реализация сталкивается с системными вызовами, требующими консолидированного отраслевого решения. Новый практико-ориентированный центр компетенций Технической академии в этой области позволит выстроить систему целевой подготовки специалистов в поддержку медицинских проектов «Росатома», обеспечивающей сквозную интеграцию образовательных траекторий — от вузовского уровня до производственных предприятий и клинических центров.
«Являясь центром сотрудничества МАГАТЭ по подготовке кадров в сфере ядерной медицины и радиофамацевтики, Техническая академия Росатома реализует образовательные программы в сфере медицинского применения ядерных и радиационных технологий для преподавателей, аспирантов и студентов стран-партнеров. Разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального образования, направленные на формирование специальных и междисциплинарных компетенций для специалистов отрасли. В марте на площадке академии прошел всероссийский форум с международным участием «Радиофармацевтика – радиофарминдустрия – ядерная медицина – 2025». Совместно с научно-технологическим университетом «Сириус» с целью развития кадрового потенциала среди молодых специалистов запущен межотраслевой образовательный проект «Школа по ядерной медицине». Опыт взаимодействия с ведущими российскими вузами, медцентрами, НИИ и предприятиями может стать фундаментом для качественной подготовки специалистов на базе отраслевого центра компетенций по ядерной медицине», - считает Юрий Селезнёв.
Консолидируя работу по направлению ядерной медицины в рамках национального проекта «Новые технологии сбережения здоровья», Госкорпорация «Росатом» производит и поставляет медицинские изотопы и радиофармпрепараты, создает высокотехнологичное оборудование, развивает центры ядерной медицины. Новый практико-ориентированный центр компетенций Технической академии в этой области позволит выстроить систему целевой подготовки специалистов в поддержку проектов «Росатома», включающую стажировки слушателей на площадках отрасли, ФМБА, ведущих клиник страны.
Критически важной задачей для обеспечения успешной реализации стратегических целей госкорпорации и поддержания ее конкурентоспособности в условиях цифровой экономики является подготовка ИТ-кадров. По результатам анализа рынка, проведенного Технической академией совместно с АО «Гринатом», принято решение о создании центра компетенций, включающего в себя проведение экспертизы как по обучению кадров отрасли информационным технологиям, так и по разработке решений в области автоматизации процесса образования.
Предпосылками к реализации проекта по обучению передовым технологиям роботизации и автономизации, направленным на повышение производительности и снижение издержек в производственном секторе Госкорпорации «Росатом», стала разработка и апробация на учебно-экспериментальной базе проектного направления «Прорыв» образовательных программ по робототехнике для подготовки специалистов атомной отрасли, планирующих участвовать в реализации технологий безлюдного производства атомной энергетики нового поколения.
Площадкой для обмена опытом и масштабирования лучших практик в области импортозамещения станет отраслевой центр компетенций по реинжинирингу. В настоящее время стартовало пилотное обучение специалистов АО «РАСУ» по курсу обратного инжиниринга, разработанному экспертами Технической академии совместно с Агентством по технологическому развитию.
Создание аттестационно-учебного центра сварки и контроля внутри электроэнергетического дивизиона позволит эффективно, в короткие сроки проводить обучение и аттестацию сварщиков и специалистов в области неразрушающего контроля действующих и строящихся АЭС в России и за рубежом. Уже в этом году планируется провести аттестацию центра и обучить пилотную группу специалистов по дефектоскопии.
Особую социальную значимость получил проект по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований на стыке когнитивной психологии, лингвистики, нейропсихологии, искусственного интеллекта, направленных на повышение надежности работы персонала атомной отрасли и других потенциально опасных производств.
Подготовка персонала АЭС
Система подготовки персонала зарубежных АЭС была сформирована в результате реализации инвестиционного проекта «Развитие Технической академии Росатома» в 2018-2022 годах. Деятельность в рамках проекта ведется по трем направлениям: разработка учебно-методической документации и создание систем управления обучения, подготовка персонала, проектирование и оснащение учебно-тренировочного центра заказчика.
В настоящее время Техническая академия обучает персонал строящихся атомных станций в Бангладеш, Турции, Египте, Венгрии. В 2021 году завершена подготовка кадров Белорусской АЭС. Всего в рамках реализации EPC-контрактов завершили обучение 4395 слушателей.
В соответствии с производственной программой, в ближайшие пять лет максимальное количество обучаемых ожидается в 2028 году. Основную часть зарубежных слушателей составят египетские и иранские специалисты. Начались инженерные изыскания для выбора оптимальной площадки и разработки проектной документации для строительства двух энергоблоков ВВЭР-1200 в Казахстане. Ведется подготовка к строительству АЭС в Узбекистане, объединяющей большую и малую мощности. В сентябре 2025 года на полях Мировой атомной недели «Росатом» и вьетнамская Power Engineering Consulting Joint Stock Company 2 подписали меморандум о взаимопонимании по проекту строительства АЭС «Ниньтхуан-1».
Помимо выполнения обязательств по обучению персонала инозаказчика, основной задачей программы развития на 2025-2030 годы, является разработка учебно-методической документации для систем подготовки персонала в рамках реализации дорожной карты сооружения АЭС до 2045 года. Для успешного обеспечения выполнения этих обязательств Техническая академия расширит пул инструкторов и переводчиков.
Новая атомная энергетика
Ключевыми технологиями IV поколения являются быстрые реакторы БРЕСТ-ОД-300, БН-1200, БР-1200, а также новые предприятия по переработке отработавшего ядерного топлива и производству свежего. Создание нового технологического ландшафта требует подготовки специалистов, обладающих новым уровнем компетенций.
«В настоящее время на базе Технической академии реализуется образовательная платформа «Двухкомпонентная ядерная энергетика» и осуществляется формирование концепции возможной подготовки персонала модернизированного плавучего энергоблока «Баимский ГОК». Мы разработали полный комплект учебно-методических документов для подготовки персонала БРЕСТ-ОД-300 и начали обучение. Чтобы эту новую технологию понимали все — начиная от студентов, заканчивая конструкторами и проектировщиками — мы сделали базовые курсы по двукомпонентной ядерной энергетике и по фабрикации ядерного топлива. Для академии это прорыв в новую атомную энергетику», - подчеркнул Юрий Селезнёв.
Развитие компетенций по двухкомпонентной ядерной энергетике предполагает разработку специализированных курсов по направлениям: коды нового поколения, роботизация комплексов по производству уранового и уран-плутониевого топлива, проектирование безлюдных производств, включая переработку ОЯТ, а также разаработку учебно-методической документации по новым типам ядерно-энергетических установок для опережающей подготовки персонала и оснащения учебно-тренировочных центров.
Для кадрового обеспечения строящихся атомных станций малой мощности в России и за рубежом на базе академии создан отраслевой центр компетенций по подготовке персонала. Приказ об этом подписан генеральным директором госкорпорации «Росатом» 24 июня 2025 года.
«Сейчас в мире разрабатывается около 100 проектов малых модульных реакторов. Но только Россия имеет опыт устойчивой промышленной эксплуатации плавучей малой АЭС «Академик Ломоносов» и установок РИТМ-200 на ледоколах. Атомная станция малой мощности сооружается в Якутии, подписан первый в мире экспортный контракт на строительство АСММ в Узбекистане. Учебный центр для подготовки специалистов этих проектов планируется развернуть в Технической академии Росатома в Обнинске», - уточнил ректор.
Международное сотрудничество
Подготовка персонала ядерной инфраструктуры — традиционное направление деятельности Технической академии Росатома. Первые практические договоренности с Международным агентством по атомной энергии в сфере подготовки специалистов в области ядерной инфраструктуры и эксплуатации АЭС были подписаны в 2011 году. За время совместной деятельности Техническая академия отмечена статусами центра сотрудничества МАГАТЭ по направлениям ядерной энергии, физической ядерной безопасности, ядерных наук и применений, малых модульных реакторов и ядерной медицины, в прошлом году став единственным центром в мире, осуществляющим сотрудничество в пяти областях. Более 8 тысяч специалистов из 95 стран мира приняли участие в совместных курсах, школах, семинарах, научных визитах России — МАГАТЭ, организованных Технической академией.
«Стране, развивающей атомную энергетику, в первую очередь, нужны специалисты. Для становления ядерного образования наряду с обучением студентов в российских университетах, необходимо развивать собственные программы в этой области. Техническая академия проводит профильные практикоориентированные учебные курсы «Train-the-Trainers» для педагогов всего мира. Важным шагом на пути развития ядерно-энергетической программы в стране-новичке является создание министерств, регулирующих органов и эксплуатирующих организаций. Для этого разработаны и проводятся специальные курсы по технологиям АЭС, международным и российским нормам и правилам в области использования атомной энергии, а также программы по физической защите для сотрудников национальной безопасности», - пояснил Юрий Селезнёв.
Было отмечено, что развитие ядерных технологий IV поколения требует разработки новых подходов к формированию ядерной инфраструктуры и ядерной энергетической программы стран-новичков:
«Имидж играет большую роль. «Росатом» начинает реализовывать это направление. Мы идем вперед, чтобы рассказывать про изотопную продукцию, топливный цикл, новую атомную энергетику. Разрабатываются новые учебные программы — и знания о российских атомных технологиях распространяются в странах-партнерах перед предложением этих технологий».
Конференц-менеджмент и сервис
Сегодня Техническая академия является крупнейшим конференц-центром «Росатома» наряду с Академией «Маяк» в Нижнем Новгороде и павильоном «Атом» на ВДНХ. Российским и зарубежным слушателям, участникам мероприятий и гостям академии предоставляются конференц-залы, аудитории, VIP-переговорные, зал заседаний для закрытых совещаний, включая мероприятия с использованием информации ограниченного распространения, различные технические средства обучения, почти 600 номеров корпоративной гостиничной сети. Новой комфортной летней площадкой для проведения мероприятий стал сквер «Сова», открытый к 70-летию мирного атома в Обнинске.
«Принимая десятки тысяч работников отрасли на площадках в Обнинске, Москве и Санкт-Петербурге, мы показываем, что такое Техническая академия Росатома. В 99 процентах получаем положительные отзывы. Наша задача в рамках новой программы развития - поддерживать этот имидж, повышая качество мероприятий и внедряя единые стандарты их проведения. Флаг нести будем достаточно высоко!» - напутствовал сотрудников глава академии.















