«Круглый стол»external link, opens in a new tab под таким названием состоялся 6 июня 2011 года в рамках международного форума «Атомэкспо – 2011». Свыше 80 представителей различных стран мира и международных организаций обсудили вопросы развития инфраструктуры ядерного образования и тренинга, а также перспективы международного сотрудничества в этой области.
На открытии заседания, модератор «круглого стола», проректор НОУ ДПО «Центральный институт повышения квалификации» Владимир Артисюк подчеркнул важность своевременной инициализации программ подготовки кадров в странах, вставших на путь развития ядерной энергетики. «Круглый стол» рассматривался в качестве платформы для изучения лучших мировых практик сотрудничества стран-вендоров и стран-реципиентов ядерно-энергетических технологий по развитию человеческих ресурсов и обмена информацией о событиях, деятельности и тенденциях развития ядерного образования. Для участия в его работе были приглашены представители Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), крупнейшего аналитического центра по энергетическим проблемам Юго-Восточной Азии из Национального Университета Сингапура, представители Госкорпорации «Росатом», Концерна «Росэнергоатом» и ведущих российских университетов.
Открытие круглого стола Владимиром Артисюком и Валерием Карезинымexternal link, opens in a new tab
Глава секции малых реакторов Департамента по ядерной энергии МАГАТЭ М. Хадид Субки ознакомил участников круглого стола с перспективами использования ядерных реакторов малой и средней мощности. В 2020-2025 годах планируется строительство таких реакторов в разных странах. Сейчас рассматриваются около 60 концепций реакторов разных типов – быстрых, водо- и газоохлаждаемых. В частности, Россия разрабатывает несколько реакторов малой и средней мощности, причем, и для других стран.
Наибольшие перспективы таких реакторов – на рынке развивающихся стран. Возможности многих из них ограничены мощностью энергосетей.
«Малые реакторы должны удовлетворить растущий спрос своих стран в электроэнергии, и в то же время они смогут вписаться в существующие энергосистемы. Кроме того, расходы на фундаментальные исследования будут ниже, и схемы финансирования строительства таких реакторов тоже будут проще, – сказал г-н Субки. – И, естественно, они должны быть так же безопасны, как и мощные реакторы, мы ни в коем случае не должны забывать об этом. До недавнего времени страны начинали строить атомные станции, думая, в основном, об экономической выгоде. Авария на АЭС «Фукусима-1» продемонстрировала, что это не совсем правильно. В первую очередь надо думать о безопасности – тогда население позволит вам строить АЭС. И только потом преследовать экономические интересы».
Одним из главных условий обеспечения безопасности представитель МАГАТЭ назвал подготовку квалифицированных специалистов для АЭС и рассказал о подходах агентства к решению этого вопроса.
Проректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Эдуард Крючков рассказал о реструктуризации высшего образования в России и подготовке специалистов для атомной энергетики в НИЯУ МИФИ. Университет обладает мощной учебной и исследовательской базами и является крупнейшим в России центром подготовки специалистов по ядерным специальностям. С ядерными технологиями связаны более 40 образовательных программ, около 30 направлений подготовки аспирантов, более 200 программ переподготовки и повышения квалификации. Это позволяет успешно осуществлять подготовку специалистов стран, планирующих строительство первых атомных электростанций.
Презентация "Международное ядерное образование в НИЯУ "МИФИ"external link, opens in a new tab
В настоящий момент специалистов для зарубежных стран готовят в двух отделениях НИЯУ МИФИ – в Институте атомной энергетики в Обнинске и Московском инженерно-физическом институте. В течение года иностранные студенты учатся на подготовительном отделении, где изучают русский язык (на нем ведется преподавание) и ряд предметов в соответствии со стандартом обучения вуза. После этого «возможна подготовка и на уровне бакалавра, и на уровне магистра и специалиста, обучение в аспирантуре в течение трех-четырех лет». Также проводятся стажировки и повышение квалификации зарубежных специалистов. Эдуард Крючков особо подчеркнул:
«Готовя образовательные программы, мы «затачиваем» наши программы под нужды той или иной страны, то есть, под заказчика».
Другой крупный российский центр ядерного образования – Томский политехнический университет – представил заместитель директора Физико-технического института этого вуза - Сергей Ливенцов. Четыре факультета университета готовят специалистов для предприятий атомной отрасли. Новейшее оборудование научно-производственных комплексов вуза дает возможность обучать бакалавров рабочим профессиям ядерной тематики.
Уникальность подготовки специалистов в ТПУ, как подчеркнул докладчик, состоит в том, что все преподаватели занимаются научными исследованиями. У студентов также есть возможность выполнять научно-исследовательские работы и проходить практику на предприятиях атомной отрасли по всей стране – от Владивостока до Санкт-Петербурга. Российская система образования, отметил Сергей Ливенцов,
«дает студенту навыки инженера-исследователя. Наши выпускники именно безопасно эксплуатируют ядерные технологии и сложные физические установки. Это – ключевой вопрос для подготовки специалистов для отрасли. Для этого необходима особая культура безопасности. Она и в образовании, и на каждом ядерном предприятии».
Иностранные студенты Томского политехнического университета могут выбрать один из трех вариантов обучения – на русском языке (с предварительным годовым курсом обучения русскому языку), или полностью на английском языке – в случае поступления в магистратуру.
Важными этапами деятельности в странах, вставших на путь создания атомной энергетики, являются создание благоприятного общественного мнения и подготовка персонала будущей АЭС. Инструментом решения данных задач должен стать интегрированный учебно-информационный центр. Этой теме был посвящен доклад ректора НОУ ДПО "ЦИПК" Юрия Селезнева и заместителя директора по управлению персоналом, социальным и административным вопросам – директора Департамента по управлению персоналом ОАО «Концерн Росэнергоатом» Александра Крупского. Анализ потребностей в персонале со стороны реципиентов российских ядерных технологий приводит к необходимости создания в странах-реципиентах учебных центров, совмещенных с информационными центрами до начала строительства АЭС. Это позволит решать задачи по популяризации АЭС как работодателя, профориентации выпускников школ, а также осуществлять подготовку персонала АЭС. Создание учебно-материальной базы УИЦ - достаточно трудоемкий процесс, требующий привлечения большого числа высококвалифицированных специалистов АЭС, ученых, инструкторов и преподавателей. Для решения этой задачи создан консорциум из числа ведущих отраслевых организаций.
Презентация "Подготовка оперативного персонала для зарубежных АЭС"external link, opens in a new tab
О системе профессиональной подготовки персонала АЭС в учебно-тренировочных центрах рассказал директор УТЦ Балаковской АЭС Сергей Бердюгин. Помимо российских специалистов, в этом центре прошли практическое обучение работники АЭС «Бушер» (Иран), «Тяньвань» (Китай), «Куданкулам» (Индия). Залогом успешной деятельности центра, по словам Сергея Бердюгина, является современное оснащение и то, что «инструкторы обязательно имеют высшее техническое образование и большой опыт работы». Кроме того, они владеют современными методами основанными на системном подходе к обучению.
Представители стран Юго-Восточной Азии на «круглом столе» представили свой взгляд на перспективы развития в современных условиях атомной энергетики в этом регионе, а также о национальных потребностях конкретных стран в ядерном образовании и обучении.
Республика Сингапур
Хуман Пеймани, директор центра энергетической безопасности Института энергетических исследований Сингапура, в своем выступлении отметил, что страны Юго-Восточной Азии после аварии на АЭС «Фукусима-1» продолжают придерживаться стратегий, выбранных ими ранее. Например, Таиланд и Филиппины не планируют развитие ядерных энергетических программ, в то время как бурно развивающиеся Китай, Южная Корея, Индия и Япония осознают, что только с помощью атомной энергетики они смогут удовлетворить растущий спрос на электроэнергию. Главными причинами развития атомной энергетики в этом регионе являются экологическая безопасность (уменьшение выбросов парниковых газов особенно актуально для Индии и Китая), ожидаемое продолжение роста цен на углеводородное сырье, неприемлемость финансовой и политической зависимости от поставщиков углеводородов, а также диверсификация энергетической корзины.
Республика Бангладеш
Представитель Комиссии по ядерной энергии Республики Бангладеш Шавкат Акбар представил программу развития человеческих ресурсов для наицональной ядерно-энергетической программы. Важно отметить, что в настоящее время делегация высокопоставленных менеджеров этой программы проходит тренинг в НОУ ДПО «Центральный институт повышения квалификации». В своем выступлении г-н Акбар подчеркнул факт старта реальной работы по подготовке кадровых ресурсов в кооперации с НОУ ДПО «ЦИПК» и МАГАТЭ.
«Агентство подсказало, по каким направлениям необходимо проводить обучение, подсказало курсы и программы, которые бы нам подошли, мы их только немного доработали с учетом наших интересов».
Он также выразил глубокое удовлетворение, что
«Российская Федерация выразила желание подготовить наших сотрудников».
Для двух энергоблоков первой в Бангладеш атомной электростанции потребуется примерно 1635 человек эксплуатирующего персонала и 75 членов управленческой команды.
Социалистическая Республика Вьетнам
Вьетнам рассматривает возможность строительства АЭС с 1996 года. 25 ноября 2009 года Национальная ассамблея Вьетнама утвердила два проекта АЭС, первый будет осуществлять Россия, второй – Япония.
Представитель Института энергетики Республики Вьетнам Чи Тханх Тран отметил острую нехватку в стране специалистов по атомной энергетике и ядерной физике:
«В некоторых университетах есть факультеты, где обучают программам, связанным с ядерной инженерией и теплогидравлическими вопросами. Но таких университетов у нас немного, и подготовка пока не самая лучшая. Это очень общее, базовое обучение. Специалистов, которые необходимы для АЭС, пока не готовят. Наша компания послала 30 студентов в Москву, в МИФИ, на обучение единой командой. Кроме того, в Московском энергетическом институте на различных курсов обучается в общей сложности 30 студентов из Вьетнама. Но для нас этого недостаточно. И уже сейчас нужно разработать долгосрочную стратегию, чтобы планировать наши потребности в персонале».
Другими трудностями в реализации первого атомного проекта Вьетнама являются отсутствие адекватной поддерживающей инфраструктуры – ядерных инженерных центров, исследовательских групп – для проведения необходимого объема научно-исследовательских работ и долгосрочной стратегии по развитию ядерной программы, острый недостаток финансовых средств.
«Опять же сложно будет вводить в строй и эксплуатировать реакторы различных типов – российский и японский» – сказал Чи Тханх Тран.
Французская Республика
Вице-президент Департамента обучения персонала французской компании AREVA С. Рунге в своем выступлении подчеркнул, что после аварии на АЭС «Фукусима-1» нужны новые требования к подготовке персонала.
«Кроме того, мы переходим к новому поколению реакторов. «Ядерный ренессанс» должен быть интернациональным, одной стране с этим не справиться. Надо разработать единые правила по набору персонала, его обучению и только так приступать к реализации новых ядерных проектов» – отметил он.
Кроме того, заказчик должен играть более активную роль в подготовке специалистов для своих предприятий.
Компания AREVA располагает 12 учебными центрами во Франции, Германии, США и Великобритании. За последние пять лет в них прошли обучение 50000 человек по более, чем 500, различным учебным программам. Помимо этого AREVA предлагает своим партнерам различные виды обучения, а также практики и стажировки, технические туры на предприятия, в том числе обучение на строящихся АЭС.
Закрывая заседание, директор Департамента управления персоналом Госкорпорации «Росатом» Дмитрий Булавинов остановился на основных вызовах, с которыми сталкивается сегодня российская система подготовки кадров для атомной отрасли:
«Мы должны определить, каким образом обеспечить стратегию Госкорпорации «Росатом», в том числе международную, необходимыми компетенциями, какими наиболее эффективными способами поддержать развитие международного ядерного образования и какое значение имеют уроки, извлеченные из аварии на АЭС «Фукусима-1» для систем подготовки персонала».
Он также поблагодарил зарубежных участников за внимание, проявленное к российскому ядерному образованию и обучению.
Интервью с участниками «круглого стола»:
1. Юрий Николаевич Селезнев, ректор НОУ ДПО «ЦИПК»external link, opens in a new tab
4. Чи Тханх Тран, Институт энергетики Республики Вьетнамexternal link, opens in a new tab